Финансовый портал
"Супер-инвестор"

Маркет-мейкеры на фондовом рынке

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

В низколиквидных ценных бумагах на фондовом рынке Московской биржи можно при внимательном взгляде на биржевой стакан котировок можно увидеть маркет-мейкера. 
Если ликвидность высокая, то увидеть маркет-мейкера в стакане практически невозможно.

Стакан котировок – это таблица в торговом терминале, в которой мы видим столкновение рыночного спроса и рыночного предложения по ценным бумагам, обращающимся на бирже.

Т.е. на биржу поступает огромное количество заявок на покупку и на продажу, это очень длинный список покупателей и продавцов, увидеть который простые инвесторы не могут.

Биржа показывает лишь небольшую часть этого списка и эта часть и есть стакан котировок, т.е. это участок, где формируется рыночная цена инструмента.

Когда ликвидность акций низкая, то разница между ценой ближайшего продавца и ближайшего покупателя может быть очень большой. Из-за этого покупать инструмент участникам не захочется и инструмент так никогда и не станет ликвидным. Чтобы такой ситуации не возникало, на Московской Бирже за каждым инструментом прикреплён так называемый Маркет-мейкер.

Фондовый рынок и маркет-мейкеры


Маркет-мейкер с английского переводится как «делающий рынок», т.е. это участник, который отвечает за ликвидность определённого инструмента. Т.е. когда на рынке отсутствуют покупатели, а есть только продавцы, то маркет-мейкер обязан выступать в роли покупателя и продавать всем желающим даже себе в убыток. И наоборот, когда на рынке нет продавцов, маркет-мейкер обязан продавать, чтобы поддерживать ликвидность инструмента.

В чём интерес для Маркет-мейкера?

✔️за поддержание ликвидности МосБиржа платит маркет-мейкеру деньги.

✔️маркет-мейкер не платит комиссии за сделки вообще.

✔️маркет-мейкер имеет возможность зарабатывать на колебаниях курса, когда ликвидность раскачалась и стала естественной.

✔️даже создавая ликвидность себе в убыток, маркет-мейкер имеет возможность хеджировать свои позиции, что тоже позволяет избежать убытка.

✔️доступ к информации у маркет-мейкеров совсем другой, они видят рынок изнутри и тоже могут этим воспользоваться.

Все биржевые фонды ETF тоже имеют низкую ликвидность, и в стакане котировок по этим инструментам ТОЖЕ хорошо виден маркет-мейкер.

Другие профессиональные участники фондового рынка


Методики крупных инвесторов

Стоит купить любую бумагу на сумму выше 10% её дневного оборота, как вы очень хорошо почувствуете маркетмейкера на себе.

- Во-первых, маркетмейкер тут же уведет цену акции в ту сторону, где у вас будет убыток.

- Во-вторых, если вы вошли в акцию на плечи, маркетмейкер имеет эту информацию, и его бот в терминале начнёт вас прессовать снижением цены или отсутствием её роста долгое время, чтобы вы платили комиссию за плечи и в конце концов вышли из позиции в убыток под угрозой маржин колла.

Следует понимать, что львиная доля оборота любой акции - это покупка и продажа маркетмейкером акций самому себе с одного счета на другой. Поэтому когда вы заходите в акцию суммой больше 10% её дневного оборота, фактически этот процент значительно выше.


Одна из стратегий борьбы с маркетмейкером:

1) Первый вход в каждую бумагу совершается на сумму 2% от депо, постепенно покупается 25 самых перспективных акций суммарно на полдепо;

2) в случае снижения любой из купленных акций производится её докупка на 2% депо с шагом снижения цены от 2 до 10%.

Шаг выбирается индивидуально для каждой акции, в зависимости от её волатильности и фундаментала;

3) вторая половина депо используется для докупок, также для докупки упавшей акции в случае дефицита кеша продается та акция в портфеле, которая выросла сильнее всего.

В итоге сумма денег в каждой из 25 акций становится менее значимой для маркетмейкера, и когда его бот играет против других игроков, вы используете эту игру в свою пользу, докупая позицию на очередные 2% депо по вкусным ценам, а когда маркетмейкер начинает играть против крупного шортиста и двигает цену вверх, можете это использовать для продажи позиции по частям и фиксации прибыли. 

SUPER-INVESTOR