Финансовый портал
"Супер-инвестор"

КОГДА ПРОДАВАТЬ АКЦИИ

Для выхода из акций всегда найдется причина. Даже если вы не спекулятивно настроенный инвестор, мысль о продаже части акций или всего портфеля точно будет будоражить в двух случаях: на сильном падении фондового рынка или на его стремительном росте.

В какой же момент следует продавать акции из портфеля или портфель целиком?

Когда нужна ребалансировка

 В первую очередь это относится к ребалансировке между классами активов. К примеру, изначально запланированное соотношение акций и облигаций в портфеле было 70/30. 

  •  В случае роста акций и повышения их доли в портфеле, скажем до 80%, часть бумаг следует продать и переложить средства в облигации для достижения исходного соотношения.
Портфель инвестора. Перебалансировка

Когда диверсификация недостаточна

Хорошая диверсификация — основа успешного долгосрочного инвестирования. Диверсификация в равной степени важна как между классами активов, так и между акциями.

Тогда продавать акции следует для сохранения различных секторов в портфеле и возврата долей к изначальному ориентиру.

Соотношение секторов не обязательно должно быть равным. В разные моменты экономического цикла могут быть интересны разные активы. Так, в моменты рыночного спада акции электроэнергетических компаний, телекомов и продуктовых ритейлеров могут показывать более устойчивую динамику, а акции сырьевых компаний и транспортного сектора быть более волатильными и их долю в портфеле лучше сократить.

При нормализации экономической ситуации интересен банковский или сырьевой сектор, транспортная отрасль или компании из сектора товаров долгосрочного пользования. В такие моменты доля названных отраслей в портфеле может быть несколько выше.

Важный практический момент — держать часть портфеля в кэше или надежных краткосрочных облигациях.

Во-первых, это позволит не распродавать многообещающие активы в момент рыночной паники, если срочно понадобятся средства для личных целей и расходов.

Во-вторых, наличие кэша позволит приобрести перспективные и сильно подешевевшие активы.

Однозначного правила, сколько средств в процентах от портфеля держать в кэше, нет. Чаще всего инвесторы варьируют это значение от 5% до 20%, в зависимости от ожидаемых событий на рынке и в экономике, либо от личных обстоятельств. 

Когда вы удостоверились, что инвестиционная идея была ошибочной или более нерелевантна

Это может быть сложно — признать, что вы ошиблись с выбором конкретного эмитента. Часто у инвестора возникают мысли о смене тренда в цене акции, как только он ее продаст. Но жесткое следование своим принципам инвестирования или конкретной инвестиционной идее — залог успеха.

В особенности это важно для тех инвесторов, которые предпочитают не распыляться на 20–30 акций, а досконально изучить бизнес и перспективы всего нескольких эмитентов. Если вовремя не закрыть несработавшую идею, то недостаток диверсификации может нанести непоправимый ущерб вашему портфелю.

Когда вы достигли поставленных целей

Распродавать акции можно в случае достижения запланированных целей инвестирования. Это может быть выход на пенсию, покупка недвижимости или любой другой значимый для конкретного инвестора повод.

С этой точки зрения не имеет значения в какой фазе сейчас находится рынок. Впрочем, за исключением ситуации выхода на пенсию, мы опять видим фактор против продажи портфеля на медвежьем рынке. Едва ли необходимая сумма будет набрана на распродажах и панике, долгосрочные инвесторы, как правило, не ставят на падение рынка 

Когда ваши цели, риск-профиль, горизонт инвестирования или личные обстоятельства изменились

Строго говоря, изменение риск-профиля сопровождает инвестора на протяжении всей жизни. Чем ближе цель инвестиций, или, например, выход на пенсию, тем меньше следует инвестировать в рисковые активы.

Бывает, что цели, ради достижения которых и нужны инвестиции, меняются. Горизонт их наступления отодвигается существенно дальше в будущее. Никто не застрахован и от изменения личных обстоятельств, не всегда позитивного характера.

Именно поэтому рыночная позиция инвестора не должна быть «вылита в камне» и зависеть только от показателей доходности актива, инвестиционной идеи или успехов конкретного эмитента. Во главе всего должны быть: цель, инвестиционный горизонт и риск-профиль.

SUPER-INVESTOR