Финансовый портал
"Супер-инвестор"

Анализ эмитента

"Креативный" бухучёт

Убытки в несколько миллиардов можно превратить в сотни миллионов прибыли. Для этого компании придумывают уникальные метрики. И такие манипуляции довольно сильно искажают картину по той или иной компании.

Креативный бухгалтерский учет», как его называют журналисты и аналитики, начался в конце девяностых во время пузыря доткомов. Тогда компании формально демонстрировали инвесторам прибыль, хотя на самом деле работали в убыток.

[JS_CODE_0] [JS_CODE_1]

С начала 2019 года на IPO вышли два американских стартапа, получивших статус компаний- единорогов.

Так называют проекты, оценка которых еще до публичного размещения акций превысила   $1 млрд. 

Речь о Lyft и Uber, основным бизнесом которых являются сервисы такси. 

Lyft вышла на IPO 29.04.2019. За прошедшее время котировки компании компании потеряли больше 40%, цена за одну акцию опустилась с $87 до $51.

IPO Uber тоже получилось не слишком удачным. Компания подходила к нему с ожиданием оценки в диапазоне от $80,5 млрд до $91,5 млрд.

В результате размещения капитализация Uber действительно попала в этот «коридор», но по низкой отметке в $82,4 млрд. В первый день торгов бумаги стартапа оценивались в $42 — на момент закрытия биржи 14 мая, стоимость снизилась до $39,9.

Финансовый портал super-investor.ru

Как именно происходят манипуляции

Lyft и Uber подошли к публичному размещению с огромными убытками. У первой они составили $911 млн в 2018 году, у второй — $3,7 млрд за последние 12 месяцев по состоянию на март 2019.
Оба стартапа предоставили аналитикам данные о своей работе.

Представленные сведения включают в себя особые метрики, которые игнорируют некоторые расходы.

Например, Uber придумала для своей отчетности метрику под названием core platform contribution profit.
Согласно этому показателю компания заработала в прошлом году $940 млн. У Lyft есть аналогичная метрика, согласно которой сервис получил $921 млн прибыли.
Руководство компаний в подобных случаях объясняет уникальные метрики тем, что они точнее отражают эффективность бизнеса. К примеру Uber исключает расходы на развитие технологии беспилотных машин. Такие расходы не связаны с основной операционной деятельностью, поэтому их не стоит учитывать, полагают в Uber.

Если посчитать совокупные затраты компании, окажется, что Uber несет колоссальные потери.
Скорректированные показатели именуются в отчетах как non-GAAP.

Это означает, что результаты рассчитаны компанией по собственной методике не в строгом соответствии со стандартами бухгалтерского учета (GAAP), принятыми в США.


Методика non-GAAP может быть своей у каждой компании, акции которой торгуются на бирже.

Дурной пример заразителен

«Креативный бухгалтерский учет» всё активнее применяют и компании которые уже достаточно давно на рынке.  Есть неоднократные факты когда компании формально демонстрировали инвесторам прибыль в отчётах, хотя на самом деле работали в убыток.

Аналитики Dow Jones подсчитали, какова совокупная разница в прибыли на акцию компаний S&P 500, если сравнить их стандартные и нестандартные метрики.

В 2018 году разница составила $19.
За последние 10 лет показатель вырос в три раза.
Стартапы могут придумывать новые метрики в неограниченных количествах. Пока эти компании не стали публичными, их действия полностью соответствуют законодательству.

Но как только компания выходит на биржу, ей приходится использовать термин nonGAAP и подробно объяснять, что учитывает предлагаемая ими методика расчета.

В 2015 The Wall Street Journal проанализировал 50 технологических компаний. 15 из них уже через год после IPO отчитались с худшими показателями. Как минимум в 6 случаях это было связано со стандартной методикой учета.

Инвесторы технологических компаний часто не могут влиять на то, как компания отчитывается. Дело в том, что все чаще основатели стартапов получают контрольные акции.  Например подобная ситуация сложилась в трети техноголических компаний, вышедших на биржу в США в период с 2015 по 2018 год.

[JS_CODE_0] [JS_CODE_1]

SUPER-INVESTOR

[JS_CODE_0][JS_CODE_1]